Специально оборудованные учебные кабинеты
В учреждении оборудованы групповые комнаты, методический кабинет, которые оснащены оборудованием, содержат специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал, развивающие игрушки и др.), собрана методическая база.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Все групповые помещения для проведения практических занятий с воспитанниками, обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ учебные зоны, объекты спорта. В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей; в том числе уголки уединения оригинальной конструкции. Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами. Предметно — пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
Библиотека(и), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В методическом кабинете имеется подборка методической литературы, необходимой для работы с детьми, а так же имеется художественная детская литература для дошкольников. В каждой возрастной группе оформлены книжные уголки, которые оснащены книгами, иллюстрациями, портретами детских писателей и поэтов (соответствующими возрастным особенностям детей группы).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие объектов спорта: спортивный зал, совмещенный с музыкальным имеется в каждом здании. В каждой возрастной группе всех зданий созданы физкультурные уголки с необходимыми спортивными атрибутами для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, зарядки после дневного сна, физкультурных развлечений. Имеются спортивные площадки на территории каждого здания.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Содержание образовательной деятельности в МБДОУ д/с №1 «Рябинка» определяется образовательной программой дошкольного образования, разработанной учреждением самостоятельно на основе Федеральной образовательной программы с учетом требований ФГОС ДО.
В воспитательно–образовательном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, а именно: телевизор — 3 шт., ноутбук — 3 шт., мультимедийный проектор — 3 шт., принтер — 3 шт.
Планируется приобрести специальные техническое средства обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья интерактивная панель «Вундеркинд».
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ д/с № 1 «Рябинка» разработаны Паспорта доступности, согласно которым объект признан доступным для всех категорий инвалидов. Для инвалидов на креслах-колясках частично доступен первый этаж с регламентом обслуживания. Территория МБДОУ д/с № 1 «Рябинка» соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, обеспечен доступ к зданию детского сада.
Оборудование помещений МБДОУ д/с № 1 «Рябинка» и прилегающей к ней территории имеет следующие показатели:
В МБДОУ д/с № 1 «Рябинка» разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов. Педагоги детского сада проходят курсы повышения квалификации.
В МБДОУ д/с №1»Рябинка» организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10 — дневным меню, утвержденным заведующим ДОО.
Соблюдаются санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление №28 от 28.09.2020г.)
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинский блок состоит из медицинского кабинета и изолятора.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:
Состояние и содержание территорий, зданий, помещений соответствует требованиям действующих санитарных правил. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения. Согласно санитарным правилам разрабатываются:
Режим дня детей в ДОО, с учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
Составляется расписание занятий для каждой возрастной группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры. Прогулка является обязательным элементом режима дня ребенка в ДОО. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, различных видов игр в зависимости от сезона.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ д/с №1 «Рябинка» имеется доступ к сети Интернет через личную точку доступа. Ресурсы сети Интернет используются для взаимодействия с родителями, обмена информацией с коллегами и в методической деятельности сотрудников учреждения. В своей работе сотрудники детского сада используют:
Специализированные программы:
Информационная база ДОУ также оснащена электронной почтой detskiisad_ryabinka@mail.ru
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ д/с № 1 «Рябинка» доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено. В случае необходимости специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования могут быть предоставлены. Во время проведения занятий в группах, при зачислении детей инвалидов и лица с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проектов. При необходимости будет проводиться подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Не предусмотрено
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Не предусмотрено
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– это определённая группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Дети с ОВЗ подразумевает наличие у ребёнка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
-с нарушением слуха;
-с дисфункцией речи;
-с патологией опорно-двигательного аппарата;
-с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
-с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
-дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
-Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит
дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Цель психолого-педагогического сопровождения:
Создание комплексной системы психолого-педагогических условий,
способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии);
возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Информация для родителей:
о предельно-допустимой норме учебной нагрузки;
об основных образовательных программах;
о дополнительных коррекционно-развивающих программах;
о содержании психолого-педагогической коррекции;
о возможности и правилах изменений в образовательный маршрут.
План изучения ребёнка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями (законными представителями);
изучение медицинской карты ребёнка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством педагога-психолога в ДОУ разрабатываются индивидуальные карты развития ребёнка.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями
Алгоритм действий родителей ребёнка с ОВЗ для получения заключения ПМПК и записи в школу.